Церебральный паралич 28.02.2015

Церебральный паралич

Церебральный паралич не является отдельным заболеванием, а объединяет целую группу синдромов, которые возникают из-за повреждения или недоразвития головного мозга во время внутриутробного развития, прямо в момент рождения или сразу после появления на свет. Поражение головного мозга может проявиться непосредственно в послеродовый период или же некоторое время протекать незаметно и «заявить о себе» только на первом-втором году жизни. В большинстве случаев подобные повреждения мозговых структур проявляются нарушением координации движений и мышечного тонуса, больной не может длительно сохранять нормальную позу и совершать произвольные движения. Двигательные расстройства сочетаются с задержкой физического, речевого и психического развития, могут сопровождаться нарушениями чувствительности, судорогами, эпилептическими припадками. Церебральный паралич относится к непрогрессирующим заболеваниям, но очень важно, чтобы больной избегал различных инфекций, травм головы, интоксикаций, которые могут способствовать ухудшению общего состояния.

Причины церебрального паралича

Причины церебрального паралича разнообразны, их принято разделять на две большие группы:

Первая группы включает инфекционные заболевания, которые перенесла женщина во время беременности, например, грипп, краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия. Различные эндокринные нарушения, тяжёлые формы токсикозов, несовместимость резус-фактора матери и плода, физические и психологические травмы во время беременности, асфиксию плода и родовые внутричерепные повреждения.

Вторая группа причин включает менингиты, менингоэнцефалит, энцефалит, черепно-мозговые травмы в послеродовый период.

Формы церебрального паралича

typesofcp.jpg
Формы церебрального паралича классифицируют в зависимости от тяжести и распространённости. Соответственно выделяют спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, моноплегию, параплегию, атонически-астатический синдром, гиперкинетическую форму и другие.

Спастическая диплегия или синдром Литтля проявляется двигательными нарушениями нижних и верхних конечностей. В ногах повышен мышечный тонус, при этом ребёнок стоит на полусогнутых ногах, а при ходьбе заметно перекрещивание ног. Характерно развитие контрактуры в суставах, клонусы стоп, высокие сухожильные рефлексы.

Спастическая гемиплегия проявляется нарушениями в одной половине тела. Мышечный тонус сгибателей повышен в руке (рука согнута, прижата к телу, кисть сжата в кулак), а разгибателей – в ноге (пальцы разомкнуты, ступня повернута внутрь). Отмечаются клонусы стоп, коленной чашечки, патологические рефлексы, отставание от здоровых конечностей в росте.
 
Гемипаретическая форма отличается тем, что помимо двигательных расстройств происходит задержка речевого развития, которая возникает из-за поражения левого полушария головного мозга. Наблюдаются гиперкинезы, снижение мышечного тонуса, задержка психического развития, эпилептические приступы.

Двойная гимиплегия связана с нарушением работы всех конечностей, причем руки поражены больше, чем ноги. Данной форме присущи: асимметричный мышечный тонус, тяжёлое поражение верхней части тела, лицевой мускулатуры, что и влечет глубокую задержку психического и речевого развития. Двойная гимиплегия сочетается микроцефалией и малыми аномалиями развития.

Атонически-астатическая форма проявляется мышечной гипотонией. Со временем появляются симптомы повреждения мозжечка, например, туловищная атаксия, дрожание рук, расстройства координации. Характерны речевые интеллектуальные нарушения.

Гиперкинетическая развивается вследствие повреждения подкорковых структур головного мозга. Появляются гиперкинезы, речевые расстройства, сложные двигательные патологии, но психическое развитие затронуть в меньшей степени.

Какая бы форма церебрального паралича не развивалась очень важно на самых ранних стадиях выявить заболевание, определить характер поражения мозговых структур и начать комплексное лечение. Восстановительно-коррекционная терапия церебрального паралича обязательно должна проводиться сразу в нескольких направлениях: лечебная физкультура, массаж, медикаментозное и ортопедическое лечение, транскраниальная электротерапия для восстановления адаптационных возможностей организма (только после консультации лечащего врача), педагогическая коррекция.